Эрик Дудайты

В Южной Осетии, которая на протяжение 20 лет жила в состоянии вынужденной войны, Эрика Дудайты знают как человека бесстрашного. Во многом, благодаря таким, как он, Южная Осетия отстояла независимость. За свою короткую жизнь Эрик несколько раз подвергался покушениям, участвовал в войнах РЮО как командир народного ополчения и дважды попадал в серьезные аварии, последняя оказалась для него смертельной.

24 сентября 2015 года, ближе к полуночи, на шестом километре автотрассы Цхинвал — Дзау в аварии погиб депутат парламента от Народной партии 37-летний Эрик Дудаев. У него остались жена и двое детей.

Дудаев (Дудайты) Эрик Владимирович родился 2 мая 1978 года в смешанном осетино-грузинском селе Арцеу Цхинвальского района Южной Осетии, на границе с Грузией. Эрик рос в благоприятной обстановке, но война слишком рано вошла в его жизнь. Когда ему было 13 лет грузины на его глазах до смерти избили отца.

http://www.ossetia.ru/news/society/erik_dudayty.html

По словам председателя “Народной партии” Южной Осетии и заведующего отделением реанимации Республиканской Соматической больницы РЮО Александра Плиева, c приходом к власти националистов во главе с Звиадом Гамсахурдия изменилось все.

“Наши южные соседи заболели фашизмом и национализмом. Они начали уничтожать без причины своих близких, соседей, родственников, ведь осетины и грузины жили в достаточно родственных отношениях. Мы осетины, молодые люди, не понимали этого, не понимал и Эрик Дудайты. Однажды ночью грузины пришли к ним, сожгли дом, убили на глазах отца и после этого 13-летний Эрик взял оружие и поклялся, что будет мстить и освобождать свою землю от негодяев, которых породил фашизм. В тоже время, до конца жизни у него оставались друзья из грузин, даже после августа 2008 года. Он не был озлоблен на них, он боролся c грузинским фашизмом, но не с грузинской нацией”, — рассказал он.

Начиная с 1996 года по 2009 год Дудайты работал в Министерстве обороны Южной Осетии, служил в миротворческих силах. В 21 год Эрик Дудайты возглавил отряд народного сопротивления, который оборонял села Южной Осетии, находящиеся восточнее от Цхинвала: Арцеу, Гром и т.д. Он был одним из уважаемых полевых командиров, и, в то же время, самым молодым из них. В 2004 году Эрик возглавил спецназ ГРУ.

“Спецназ ГРУ всегда боролся на передовой, у него были великолепные ребята, которые выполняли самые сложные боевые задачи. То, что руководство Южной Осетии тогда назначило одного из самых молодых командиров на эту высокую должность — тоже говорит о многом”, — считает А. Плиев.

Большим потрясением для Эрика стало похищение его брата Марика Дудаева, которого 16 марта 2004 года грузинские спецслужбы вывезли из родного села Арцеу. Во время похищения он получил 7 пулевых ранений, в Грузию его доставили в тяжелом состоянии, но он выжил. Тбилисский суд приговорил Марика Дудаева к 23 годам тюремного заключения.

Друзья вспоминают, что все мысли и поступки Эрика были направлены на то, чтобы освободить брата из этого тяжелого незаконного плена. Это удалось сделать спустя 9 лет. В ночь на восьмое июня 2013 года, Марик Дудайты попав под амнистию, был освобожден.

В ноябре 2005 года министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили в эфире телеканала «Рустави-2» назвал фамилии ряда руководителей Южной Осетии и силовиков РЮО, подлежащих физическому устранению. Эрик Дудаев тоже значился в списке, составленном спецслужбами Грузии. На его жизнь не раз покушались.

За Эриком Дудайты шла серьезная охота спецслужб Грузии. В 2007 году во время очередных боев за город Цхинвал из Грузии была выслана специальная группа для задержания Эрика. В боях за южные окраины города он попал в засаду.

“Были и предательские действия с нашей стороны. Эрика подставили. Он оказался один на один с ротой спецназа Грузии. Перестрелка была ожесточенной. И с осетинской и с грузинской стороны думали, что воюет целая рота. Наши ребята перезванивались и пытались выяснить, какое из наших подразделений воюет на том направлении. Оказалось, боролся с целой ротой спецназа Грузии один человек и им был Эрик Дудайты. Он держал круговую оборону в течение 40 минут, пока наши не подоспели. Было убито много грузинских негодяев, я не могу назвать их солдатами. Он смог один противостоять хваленному, американцами обученному, грузинскому спецназу. Эрик был ранен несколько раз: ранение руки, ноги и живота, но он выжил. Я был дежурным в больнице в ту ночь и лично принимал его”, — вспоминает Александр Плиев.

“Война в Южной Осетии была не только в августе 2008 года. Она была и в 2006 году. Весь 2007 год шла не широкомасштабная, но перманентная борьба за Цхинвал. Город постоянно обстреливали, бандитские группы вторгались с разных сторон. В 2007 году произошло 17 тяжелейших террористических актов. Государственный бандитизм вовсю расцветал в Грузии. Cпециально созданные спецслужбами Грузии отряды, проводили террористические акты на территории Южной Осетии”, — рассказал А. Плиев.

Эрик Дудайты пережил и теракт, направленный именно против него. 16 декабря 2007 года в Цхинвале взорвали автомобиль, в котором находились Эрик и двое его коллег, сотрудники правоохранительных органов. В результате этого теракта погиб Маирбек Хуриев, а Эрик Дудаев и Феликс Болотаев с тяжелыми ранениями были доставлены в больницу.

“По стечению обстоятельств я опять дежурил в этот день. Он второй раз попадает ко мне с тяжелейшими множественными осколочными ранениями и c контузией. У него был уникальный организм и физические возможности. Он выжил в этом тяжелом теракте тоже”, — рассказал Александр Плиев.

Друг Эрика, депутат парламента Южной Осетии Сергей Харебов поделился воспоминаниями Эрика после теракта: “Когда меня привезли в больницу, я был без сознания, но видел со стороны, как выхожу из своего тела. Тело — это футляр. Видел ребят, которые переживают. Мы c Маирбеком хотели уже уйти, но он сказал: “Иди, тебе пока не время”. Я не хотел возвращаться, но он оттолкнул меня обратно вниз. В этот момент я пришел в себя”.

По словам друзей Эрика, он жаловался на видения, которые преследовали его и дома, и в дороге. В последнее время он часто говорил: “Я не проживу долго, даже до 36 лет не доживу”. В мае 2015 ему исполнилось 37. И друзья стали шутить над ним, что страшное уже позади и теперь ему нечего бояться.

С наступлением мирной жизни в Южной Осетии с 12 августа 2008 года Эрик Дудайты стал активно заниматься политической деятельностью. Он гармонично вписался в политическую и общественную жизнь Южной Осетии.

Однопартийцы Эрика рассказывают, что он был безмерно любим в своем селе Арцеу, о чем свидетельствуют последние выборы. Народная партия” получила в его родном районе больше всех голосов.

“Соперники были уверены, что выиграют выборы в Арцеу, но почти все проголосовали за Эрика, — рассказала член “Народной партии” Таира Гаглоева. — Он был очень порядочным. Никогда никому не отказывал в помощи, помогал ребятам из своего села, всех вытягивал. Во время выборов он не сказал ни одного плохого слова о соперниках.”

“Куда бы он не заходил, в любое село, на общественное собрание — он становился любимчиком, сразу находил со всеми общий язык. Он был немногословен, но слова, которые он произносил на митингах, собраниях и на встречах с избирателями — имели сильнейший эффект. Он бил словами по цели, как когда-то умел бить пулеметом по цели. Все его краткие речи достигали моментального эффекта. Это был удивительный человек, который в разных направлениях был значим для Южной Осетии”, — рассказал Александр Плиев.

Среди друзей детства Эрик имел авторитет, его слово было законом для них. “Он относился к ним с уважением, шутя и любя. Я никогда не слышал от него грубого слова. Так и к нему относились, даже те, кто постарше. Он всегда говорил, что “сейчас не то время, чтобы ругаться и говорить про других плохое. Людям надо говорить то, что они хотят услышать.” Он был мудрым. Ему столько пришлось пережить, что он знал, что такое жизнь”, — вспоминает Сергей Харебов.

С 2009 года Эрик Дудайты был депутататом парламента от “Народной партии” Южной Осетии, где возглавлял Комитет по обороне и безопасности. В 2011 году окончил юридический факультет ЮОГУ. Друзья Эрика отмечают его природную тягу к знаниям и большую работоспособность. Так как с 13 лет у него не было возможности для нормальной учебы, он старался наверстать упущенное.

“С тех пор как мы пришли в парламент, Эрик на глазах набирал обороты. Каждое последующее его выступление было намного красочнее, интереснее и грамотнее, — вспоминает Александр Плиев. — Он мог ночами сидеть над законопроектами и под утро удивить опытных юристов из министерства юстиции, министерства обороны и других подразделений предложениями, которые содержательно улучшали документ. У него настолько было развито природное логическое мышление, что он мог встать на сессии и “на лету” предложить поправки к определенным законам изменить законопроект. С его непосредственным участием и по его инициативе были приняты законы, важные для Южной Осетии”.

В 2014 году Э. Дудайты был снова избран депутатом в парламент Южной Осетии.

Эрик Дудайты часто ездил в Икортскую церковь, недалеко от села Арцеу, с которой его связывали воспоминания из детства. Однажды эта церковь его укрыла от преследовавших его людей. С тех пор, у него было особенное отношение к ней. Он верил в Бога, но при этом не был крещен.

“Отец Сергий, тоже наш бывший однопартиец, постоянно говорил ему “Покрестись!”. За неделю до гибели Эрик договорился с ним о крещении в Икорты дзуары, но не успел, поэтому после его гибели, отец Сергий принес крест и положил на грудь покойного”, — рассказал Сергей Харебов.

“Наверно, когда человек рождается у него уже предписана судьба. Через какие трудности он прошел и так нелепо, на ровном месте, умереть... — сказал он. — Когда человек рядом — не чувствуешь какую силу он тебе придает, понимание приходит позже”.

Эрик Дудайты был награжден медалью “Защитнику Отечества”, но как заметил один из его друзей, его главная заслуга в том, что он был Человеком c большой буквы.