Мобильные сети и Интернет «ведут» на север – в Россию.

Елизавета Валиева, Владикаказ; Ирина Келехсаева, Цхинвал (IWPR №418, 13 ноября 2007 года)

Много лет не имевшая возможности полноценного общения с внешним миром, Южная Осетия начинает преодолевать изоляцию, подключаясь к мобильной сети и Интернету. Сообщение это осуществляется, главным образом, через Северную Осетию и Россию, отделенных от нее Кавказским хребтом, а не через Грузию, несмотря на географическую близость последней.

До недавнего времени непризнанная республика Южная Осетия, уже более пятнадцати лет являющаяся де-факто независимой от Грузии, была лишена услуг международной телефонной связи. Мобильная связь и Интернет здесь впервые появились только в 2000 году.

Пионерами мобильной телефонии в Южной Осетии стали две грузинские компании. Они работают там по сей день, однако за последние три года их значительно потеснила местная компания «Остелеком».

Как недавно заявил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, услугами «Остелкома» в республике пользуются 12 тысяч человек – число немалое для территории, чье население составляет цифру, лишь впятеро его превосходящую.

«Я уже давно перестал пользоваться грузинскими видами связи, – сказал IWPR предприниматель Владимир Валиев. – И сделал я это из патриотических убеждений!».

Услуги «Остелекома» стоят дешевле, чем те, которые предлагаются грузинскими операторами. Эта связь также очень удобна для людей, которым приходится много ездить между Южной Осетией и российской автономной республикой Северная Осетия, поскольку на территориях действуют одинаковые тарифы. Минута разговора обходится в одну и ту же сумму по обе стороны горной цепи.

«Моя мать живет в Цхинвале, а жена с детьми – во Владикавказе, – сказал таксист Аслан Джиоев, которому часто приходится пересекать границу. – С тех пор, как в Южной Осетии появился Мегафон, я могу звонить членам своей семьи – в Цхинвал или во Владикавказ – так, как будто я и не выезжал из города. Раньше это было невозможно, потому что звонить во Владикавказ отсюда очень дорого».

Местного провайдера часто называют именем крупной российской телефонной компании «Мегафон».

Представители «Мегафона» во Владикавказе отказались отвечать на вопрос о том, имеет ли компания присутствие на южной стороне границы. Однако один ее сотрудник на условиях анонимности сообщил, что за «Остелекомом» действительно стоит «Мегафон».

«Это вопрос политический, на прибыль поначалу никто не рассчитывал», – сказал он IWPR.

По словам источника, на то, чтобы протянуть связь из Северной Осетии в Южную, были потрачены немалые деньги. Первое время сигнал распространялся посредством арендованного с этой целью спутника. Сегодня связь осуществляется через радиорелейные станции и волоконно-оптический кабель, проложенный в горах вдоль Рокского тоннеля, который соединяет две Осетии.

«Цифры никогда нигде не озвучивались, но то, что прибыль с этого уже есть, это точно, – сказал источник. – Люди в Северной Осетии, имеющие родственников в Южной, предпочитают не пользоваться услугами других операторов».

Утверждения о том, что действующая в Южной Осетии компания принадлежит российской стороне, опроверг главный инженер «Остелекома» Феликс Бестаев. По его словам, «Остелеком» является независимым оператором, имеющим соглашения о роуминге с «Мегафоном», а также двумя другими российскими компаниями – «Билайн» и «МТС».

В 2006 году президент Грузии Михеил Саакашвили назвал появление в Южной Осетии российских операторов сотовой связи «классическим примером аннексии».

Однако источник в «Мегафоне» заявил, что в Южной Осетии его компания действует с согласия грузинских властей.

«Сеть работает на основе лицензии, которая была официально выдана грузинской стороной. Хотя каким образом была получена эта лицензия, неясно», – сказал он.

Южную Осетию образуют чередующиеся друг с другом, подчиняющиеся разным властям грузинские и осетинские села. Зона действия «Остелекома» включает и грузинские села, однако, их жители больше пользуются услугами грузинских операторов «Магти» и «Джеоселл».

На протяжении многих лет после того, как она в одностороннем порядке вышла из состава Грузии в 1992 году, Южная Осетия оставалась фактически оторванной от внешнего мира. Не существовало прямой международной телефонной связи, и все звонки осуществлялись через Грузию.

Недавно введенный телефонный код позволяет южным осетинам напрямую звонить в Россию по тарифам, более низким, чем те, что установлены на звонки через Грузию.

Домохозяйку Светлану это очень радует. «Один из моих детей учится в России, и я мне приходится часто ему звонить, – сказала она. – До недавнего времени мне приходили огромные счета за международные разговоры, но с новым кодом стало намного легче».

Пользователи Интернета в Южной Осетии также имеют возможность выбирать, хотя качество предлагаемых им услуг пока оставляет желать лучшего.

Впервые Интернет появился в республике в 2000 году усилиями местного предпринимателя Гоги Бетеева. Действуя по собственной инициативе, он подписал контракт с грузинской компанией Georgia Online, которая обеспечила его всей необходимой аппаратурой, а под офис была оборудована небольшая комната в здании местного отделения связи.

По словам Бетеева, поначалу его фирма насчитывала около ста пользователей, однако, с тех пор из-за плохого качества Интернета их число сократилось вдвое. Бетеев говорит, что подумывает закрыть свою фирму.

Другая альтернатива – спутниковый Интернет, которую при поддержке Миссии ОБСЕ в Грузии организовали сотрудники одной из местных НПО «Аny Кеу».

«Спутник итальянский, но Интернет – российский, предоставляемый компанией RUSAT, – сказал директор «Аny Кеу» Олег Репухов. – Просто ближайшие ее партнеры находятся в Тбилиси, через них мы и работаем с российской компанией».

Число пользователей Интернета от “Any Key”, пользующегося особой популярностью среди государственных организаций и НПО, строго ограничено.

В этом году у Южной Осетии, наконец, появился собственный Интернет-провайдер. Пока у компании «Ирком» всего 200 абонентов, однако в ее Интернет-кафе всегда полно людей.

«Наша связь дешевле, чем грузинская, – сказал главный инженер компании Валерий Ванеев. – Час Интернета стоит 16 рублей днем [65 центов] и 7 рублей – ночью».

Компания была создана при финансовой поддержке правительства республики и содействии со стороны североосетинского провайдера «Аланианет».

«Мне нравится, что я могу пользоваться Интернетом, смотреть новости, общаться с людьми из других регионов и стран. Качество этого Интернета не всегда хорошее, но я рада, что связь существует», – сказала студентка Надя Габараева.

Ирина Келехсаева, независимый журналист, Южная Осетия
Елизавета Валиева, редактор вебсайта Ossetia.ru

IWPR