Недавно дочитала «парижскую трилогию» Генри Миллера: «Тропик Рака», «Черная весна» и "Тропик Козерога». Между вторым и третьим романом у меня была длинная пауза, которую я заполнила другими книгами.

Проза Миллера очень импульсивная, он уклоняется от общих канонов, не соблюдает хронологию событий, обладает весьма хаотичной манерой письма. Его язык плодовит, но без пафоса. Он периодически противоречит себе, однако его интересно читать, так как его книги, в основном, автобиографические.

Читая Миллера, я почему-то все время вспоминала Сартра. Они ни разу не похожи, но какая-то неуловимая связь между ними существует. Поэтому мне стало интересно, были ли знакомы Сартр и Миллер?

И вот, нашла отрывок из беседы Барбары Крафт с Генри Миллером:

Крафт: А что насчёт Сартра? Встречали ли вы когда-нибудь его?

Миллер: Нет, и никогда не хотел и сейчас не хочу. Он мне кажется чудовищем. Сартр. Все эти мысли, все схемы, проекты, все «-измы» и культы и чего только ещё. Вот как я его представляю. Прямая противоположность тому, что вы называете свободным человеком. Мне кажется, это измученный человек. Он очевидно пытается дать нам свободу, но ведь это именно ему нужно освободиться. Я никогда не мог его читать. Пробовал, но не могу. Есть такого рода писатели.

Зря он так. Я думаю, несмотря на противоречия, они нашли бы общий язык. В отличие от Миллера, произведения Сартра мне очень близки по духу. С Миллером же, я во многом не согласна, но подкупает его излишняя искренность, которая, в свою очередь, иногда раздражает. Он рассказывает все, до мельчайших подробностей. Он обнажается, рассказывая о себе, своих друзьях, своих любовницах и женах.

Мое мнение о нем как схема кардиограммы. Во время чтения оно менялось приблизительно через каждые 50 страниц.

У Миллера своеобразное чувство юмора и особенное отношение к жизни. Несмотря на трудности, голод и унижения, он никогда не теряет жизненного азарта.

В процессе чтения постепенно раскрывается важность его произведений. Это писатель, который долго не отпускает, а значит – писатель.