После августовских событий в Грузии заговорили о восстановлении довоенного статуса-кво.

Президент Грузии Михаил Саакашвили выразил надежду, что после выхода российских войск к 10 октября с территорий Грузии будет восстановлен статус-кво, существовавший до августовской войны.

«Чего мы ждем отчетливо получить к 10 октября, это то, что будет возвращен статус-кво, существовавший до 7 августа», — заявил 30 сентября президент Саакашвили, — «Статус-кво реально означает возвращение на прежние позиции, которые контролировались т.н. «российскими миротворцами» в обоих местах – в Южной Осетии и Абхазии, на позиции, которые контролировались сепаратистскими властями Южной Осетии и Абхазии».

Президент Саакашвили заявил на пресс-конференции, что Тбилиси настаивает на возвращении к довоенному статус-кво, как это было предусмотрено в соглашении из шести пунктов о прекращении огня.

Россия снова грубо нарушает соглашение о прекращении огня, состоящее из шести пунктов, так как не восстановлено статус-кво, существовавшее до августовских боевых действий, — говорится в заявлении МИДа Грузии от 10 октября.

А вот, что говорили представители грузинских властей до войны в Южной Осетии:

17.09.2004 Но, по заявлению Гиги Бокерия, «в Южной Осетии статус-кво никогда не восстановиться, так как рынок Эргнети закрыт, грузинские села защищены, и третье — у властей есть твердая политическая воля, чтобы довести до конца вопрос о восстановлении территориальной целостности страны. Завтрашний день будет подтверждением этого».

06.10.2005 «Российско-грузинские отношения характеризуются пиками обострения. Россию устраивает сохранение в Грузии статуса-кво и ее особенно раздражает любая попытка грузинской стороны нарушить такое расположение дел. Но Грузия не сможет закрывать глаза на прямую аннексию Абхазии и Южной Осетии со стороны России, где Россия, фактически, ввела формы прямого управления, назначая там на высокие посты российских граждан не абхазской и осетинской национальности», — заявил в беседе с «Civil.Ge» вице-президент Фонда стратегических и международных исследований Грузии Темур Иакобашвили.

05.11.2005 Основная мысль выступления Зураба Ногаидели – сохранение статус-кво недопустимо, так как угрожает стабильности всего региона.

24.09.2006 Министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили 18 сентября, выступая в Вашингтоне в Heritage Foundation, заявил, что существующее статус-кво в сепаратистских конфликтах вызовет конфронтацию. Бежуашвили призвал абхазскую и осетинскую стороны к прямому диалогу с участием России, ЕС и США в роли посредников.

23.01.2007 «Наша позиция вполне ясна: мы не смиримся с сохранением статус-кво и что самое главное, среди наших партнеров сегодня уже есть понимание этого, в том числе и в Европе, хотя и не везде. Поэтому, нам предстоит многое сделать, чтобы упрочить ту волю, которая гласит, что сохранение статус-кво вредно не только для Грузии, но и для всей Европы», — заявил Бежуашвили.

06.02.2007 Якобашвили: По его словам, поставив вопрос о выводе российских миротворческих сил, Тбилиси ставит своей целью начать урегулирование конфликта путем изменения существующего статус-кво положения. «Сейчас в регионе нет стрельбы, но урегулирование конфликта также не происходит. Таким образом, для нас существующее статус-кво неприемлемо и все, что происходит, является попыткой изменения существующего статус-кво», — отметил он.

02.04.2007 Последняя инициатива президента Саакашвили о создании временной административной единицы в Южной Осетии, временную администрацию которой, предположительно, возглавит «альтернативный лидер» Южной Осетии Дмитрий Санакоев, рассматривается, как еще один шаг Тбилиси, направленный на разрушение существующего в течение последних 10 лет статус-кво в зоне конфликта – этой тенденции категорически препятствуют Москва и поддерживаемые ею сепаратистские власти Южной Осетии.

14.04.2007 «Власти Грузии готовы к переговорам с любой стороной, считающей, что представляет южноосетинский регион, и признающей, что проблема должна быть решена мирным путем. Сохранение статус-кво для нас абсолютно неприемлемо. Представленный проект является предметом общего согласия политических сил Грузии, по этому вопросу у нас с политическими оппонентами достигнут полный консенсус. Итак, мы к диалогу готовы. Этот законопроект – рабочий документ. Наша главная задача – максимально ускорить мирный процесс. В поисках реальных путей мирного урегулирования конфликта грузинская сторона готова говорить с правительствами обеих сторон – и Кокойты, и Санакоева. Нельзя, чтобы у одной группы была монополия говорить от имени населения региона. Сохранение статус-кво в Цхинвальском регионе недопустимо – это будет тупиковая ситуация и ничего больше», — говорила Бурджанадзе.

19.04.2007 «Я рад, что постепенно и международное содружество анализирует, что необходимы новые подходы, а не постоянное сохранение статуса-кво, потому, что сохранить это невозможно и Грузия не допустит этого», — заявил Михаил Саакашвили 19 апреля.

21.09.2007 По заявлению Санакоева, Россия игнорирует все мирные инициативы Грузии и пытается сохранить статус-кво, чтобы не потерять механизм давления на Грузию.

11.10.2007 «Надеюсь, что так называемый статус-кво, который создан на данный момент в зоне конфликта в Цхинвальском регионе долго не задержится и ОБСЕ должно быть более активной в деле урегулирования этого конфликта», — заявил, как сообщает Новости-Грузия, Михаил Саакашвили на совместной с президентом Финляндии Тарьей Халонен пресс-конференции.

26.10.2007 «Они должны понять, что сохранение статус-кво такими методами им не удастся. Время СКК и глупых консультаций прошло. Пришло время действий», — отмели заместитель министра.

05.03.2008 Накануне госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Якобашвили заявил журналистам, что грузинская сторона не видит смысла в участии СКК, так как эта структура бездействует, сообщает «Интерфакс». «Этот формат не работает, поскольку приводит не к разрешению конфликта и выходу из тупика, а только лишь к замораживанию статус-кво. Сейчас в СКК представлена грузинская сторона, а другая сторона клонирована на три — Россия, Южная Осетия и Северная Осетия, которые на самом деле представляют одну сторону», — полагает Якобашвили.

02.04.08 Как отмечает Менагаришвили, заявления Лаврова абсолютно соответствовали заявлениям «опытного бюрократа» и подчеркнуто и полностью отражает позицию Москвы сохранить существующее статус-кво в сепаратистских анклавах.

Из этих цитат ясно, кто именно раскачивал ситуацию и пытался изменить ее. Правда, результат получился не такой, на какой рассчитывали грузинские власти. Интересно, согласились бы они вернуться к довоенному статусу-кво в случае успеха в военной операции?